Рекламный баннер 990x90px ban1
92.41
103.19
Рекламный баннер 728x90px main1

80 лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны была полностью снята блокада Ленинграда

80 лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны — была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. В городе оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Мы помним и чтим историю нашей Родины!

К 80-ЛЕТИЮ ПОЛНОГО СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА:

Воспоминания жительницы Горнозаводска, ранее жительницы блокадного Ленинграда ЛЕОНТЬЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ УЛЬЯНОВНЫ (25.04.1927 г.-1997г.) из архивов музея:

«Родилась в Ленинграде. Мы жили в очень большом доме напротив Исаакиевского собора.

…Когда на заводах заканчивалась рабочая смена, немцы обязательно бомбили. Не успеют дать отбой, как снова бомбили. Мы с мамой не спускались в бомбоубежище. Ляжем в постель, обнимемся и лежим – будь что будет. Сны о блокаде долго снились, даже здесь, в Горнозаводске. Сестра мужа тоже видела такие же сны: рёв моторов, разрывы бомб.

…У мамы стащили карточки продуктовые…

…На Неву ходили за водой. Несли воду в кувшинах, кастрюлях. Вёдер у меня не было. Кружками черпали воду из проруби. Берег левый был повыше. Весь берег был залит водой. Ползком поднимались по берегу от реки.

…Сначала училась в школе, хотя и была уже блокада. Занимались в подвале. Было холодно, но морозов сильных ещё не было. Сначала училась в школе № 96, а потом две школы объединили, и я училась в 4-й школе. Училась в 7-м классе. Но потом мама меня не отпустила. Она так боялась, что погибну во время бомбёжки.

По расписанию дежурили на крыше. Мы сами лезли на крышу помогать взрослым. Я сбросила две зажигательные бомбы. Зажигалки падали очень густо. Ребята, кто мог, тушили их: бросали в бочки с водой, с песком. Было нам хуже, чем на фронте: голод, холод, вши.

В 1942 году умерла мама. Сначала сказали, что надо в сарай положить, а потом трупы увозили на кладбище, весной их сжигали. …На Богословском кладбище есть стелла, на которой написано, что здесь похоронены жертвы блокадного Ленинграда. Пискарёвское кладбище – мемориал.

Когда умерла мама, меня поместили в детский дом. Буржуйки были. Мы соберёмся у буржуйки, греемся. Пока её топят – греет, потухнет – холодно.

…Когда детский дом эвакуировали, меня не хотели брать – я была такая худющая… И директор детского дома отпустил домой, чтобы взять кое-что из вещей: пальто мамино, высокие ботинки, кое-что из белья. Валенок не было. Сначала везли на машинах. Был апрель. В колее вода. Дождь со снегом. Я ехала на последней грузовой машине. Нас закрыли тюфяками. Вдруг кто-то остановил машину и приказал освободить её. Но воспитатели машину отстояли. Привезли на станцию. Встать не могла. Вынесли из машины и посадили в телячий вагон. Ехали в четвёртом вагоне. С одной стороны – дети, с другой – воспитатели и начальник вагона.

Была сильная цинга, ноги опухли, появились кровяные язвочки. Дёсны кровоточили. Воды не давали, говорили, что будет понос. Кто выползет из вагона, пили воду из луж. …Потом кормили уже хорошо. Даже утятину давали. Я все дёсны горлышком от утки поранила. Хотела выброситься из вагона – так мне больно было…

Когда везли нас в Майкоп, нас не бомбили. Поезд везли так, чтоб не попасть под бомбёжку. В Майкопе меня положили в больницу. Солнце, тепло, кошки бегают… Дети кричали: «Смотрите, кошка бежит!»

В Больнице нянечка мне говорила: «Не шевели зубки-то, а то пропадёшь!» Стали давать настой шиповника. Зубы шатались всё время. Жители приходили, приносили молоко, чеснок, щавель. Детей брали на воспитание. На меня обратила внимание тётя Феня. Меня увезли в колхоз, где тётя Феня была председателем. До оккупации у неё жила. В оккупацию она ушла в партизаны. Меня оставила дома. Оставила на меня всё хозяйство.

...В колхозе началась оккупация. И голоду, и страху натерпелись. Мне тогда было 14 лет. Определили жить к деду. Когда немцы пришли, бабка меня выгнала. Я ушла и села под куст акации. Другая бабка меня пригласила к себе и сказала: "У меня сын рыженький, будете, как брат с сестрой". Спряталась в окопе. Наши бойцы вели бой. Скоро пришли немцы на танках, лошадях, на велосипедах. Так много...

…Когда ещё была в детдоме, отправили на строительство в Краснодар. Грязь, холод, спали на фанере. Строили город. Потом были в Ростове, тоже на строительстве. Женщина, к которой нас поселили, пятнадцать девчонок, злилась на нас. Было голодно. Комендант посоветовала уехать. Я уехала в Майкоп, к тёте Фене. Там я жила и работала санитаркой в больнице, училась в ФЗО.

Когда закончилась война, нас, детдомовских, перевезли в Армавир, сформировали эшелон и отправили в Ленинград. Некоторые в Ленинграде нашли родных, а у меня никого не было.

Позже тётя Феня ко мне в Ленинград приезжала, приглашала к себе, но я не согласилась: «Меня папка будет искать». Но не нашёл…

В Ленинграде пошла на фабрику работать. В ФЗО я училась на ткачиху, потом на помощника мастера. Но работала ткачихой. Двадцать семь лет отработала на фабрике в Ленинграде. Мою квартиру мне не дали. Встала очередь. В 1962 году я получила комнату 8,5 кв. м. Замуж вышла в тридцать пять лет за Владимира Васильевича Леонтьева.

В 1972 году приехали с мужем в Горнозаводск. Работали в Доме культуры. Муж, военный музыкант, руководил детским духовым оркестром, а я работала контролёром».

В 1997 году Валентины Ульяновны Леонтьевой не стало…

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3