Рекламный баннер 990x90px ban1
92.92
103.22
Рекламный баннер 728x90px main1

"Геолог-алмазник - герой Уральского добровольческого танкового корпуса"

"Геолог-«алмазник» - герой Уральского добровольческого танкового корпуса"

(из фронтовых писем отца сыну).

11 марта в России отмечают День Народного Подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.

Уральский добровольческий танковый корпус был сформирован в 1943 году и оснащён оружием и техникой, изготовленными трудящимися Свердловской, Челябинской и Молотовской областей (ныне – Пермский край) безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы. Государство не потратило на вооружение и оснащение этого корпуса ни одного рубля. Уральские семьи, которым и самим не хватало средств, отдавали последние сбережения.

В январе 1943 года был объявлен набор добровольцев в Уральский корпус. К марту было подано свыше 110 тыс. заявлений – в 12 раз больше, чем было необходимо.

Среди добровольцев был Маланьин Михаил Иванович, основоположник отечественного обогащения алмазоносных пород, организатор алмазодобывающей промышленности России.

Михаил Иванович имел бронь от призыва в армию, до конца 1942 года усовершенствовал процессы обогащения алмазных пород в экспе¬диции. В начале войны организовал сбор средств на танковую колонну "Алмазник". Но совесть перед Родиной, перед своим народом за работу в тылу продолжала его мучить. В марте 1943 г., закончив в экспедиции проектирование обогатительных фабрик второго поко¬ления, он вступил добровольцем в Уральский добровольческий танковый корпус и ушел на фронт.

Уходя на фронт, М.И.Маланьин оставил на Урале, в холодном и голодном поселке Кусье, где жили алмазники, свою семью: жену с шестилетним сыном. С этого времени и по 15 мая 1945 г. М.И. Маланьин непрерывно находился на передо¬вых позициях, на горячих участках фронта в составе танкового корпуса. Прошел боевой путь от Курской дуги до Праги, включая ликвидацию последней группировки фашистов в середи¬не мая 1945 г.

Как большинство фронтовиков, М.И. Маланьин неохотно рассказывал о войне. О его героизме можно узнать из писем его командиров жене. Вот некоторые выдержки из них: "...Мы гордимся Вашим мужем и уверены, что Ваш муж и в дальнейшем будет бить фаши¬стскую нечисть так, как он бьет в настоящее время". И еще: "...Уже не один десяток гитле¬ровцев нашли себе могилу от руки инженера ныне воина Красной Армии Михаила Иванови¬ча. Храбрость Вашего мужа беспримерна".

Сохранилось письмо сыну от 3 марта 1945 г., в котором он пишет как кто-то другой (на самом деле он сам), форсируя реку Одер, провалился под лед, чудом выкарабкался и за¬вершил победой наступление.

Вот как он описывает этот эпизод: "Темная ночь. На том берегу реки Одер находятся немцы, которые сидят в железобетонных ДОТах и поливают огнем противоположный берег. Одному командиру было поручено переправиться на тот берег реки, взять с собой минометы и расчистить берег от противника, с тем, чтобы остальные части могли спокойно переправиться через реку. Река покрыта тонким льдом, который от разрывов снарядов потрескался на отдельные льдины. Дует холодный ветер, который пронизывает людей насквозь. Захватив с собой досок, командир стал переправляться на тот берег. Заметив движение, противник от¬крыл сильный ружейно-пулеметный огонь. Под свист пуль, ползком, подстилая впереди себя доски, командир и бойцы медленно стали перебираться. Лед гнется словно резина. Вдруг раздается треск, лед проламывается и командир погрузился в воду. Схватившись за доски, он очутился весь в воде, только одна голова торчала наружу. Словно кипятком обдало его тело, ноги стала сводить судорога. Замерзшие руки плохо ему повиновались. Мысль стала рабо¬тать с быстротой полета пули. У него невольно промелькнул родной край. Вспомнил он свою семью. Вспомнил он своего сына, ради счастья которого он бьется с проклятым немцем. От этих воспоминаний он почувствовал прилив силы, поднатужился и выкарабкался на льдину. Встал он во весь рост и, не обращая внимания на свит пуль, прыгая с льдины на льдину, стал пробираться вперед. Одежда начала смерзаться; словно мраморная статуя он вступил на про¬тивоположный берег. Половина задачи была выполнена.

Осталась еще наиболее трудная задача: выбить немцев из их железобетонных сооружений.

Не обращая внимания на холод, он стал действовать дальше. Пройдя с 1/2 км, таща на себе минометы, он привел их к бою и отрезал путь подвоза боеприпасов к ДОТам. Против¬ник это заметил и по радио сообщил своему высшему командованию. Не прошло и полчаса, как на его огневую позицию направилось до 100 человек пехоты противника. Он быстро от¬крыл шквальный огонь и преградил путь этому идущему подкреплению. Атака противника была сорвана. Некоторое затишье. Костров разжигать нельзя. Артиллерия противника может заметить и открыть огонь. Прыгая, делая всевозможные движения, люди кое-как "согреваются".

На рассвете противник предпринял еще одну атаку, да какую атаку - "психическую". Человек 150, пьяные, шли во весь рост на 25 человек храбрецов. Раздался первый залп; слов¬но подкошенные упали 20 человек, а остальные, не обращая на это внимание, продолжали двигаться вперед. Последовали 2, 3 и 4 залпы. Дистанция между противником и 25 храбрецами 250 метров. Минометами стрелять уже нельзя. Командир принимает решение поднять¬ся в контратаку. Все запасаются гранатами, заряжают свое оружие и ожидают команду.

60 человек продолжают с непрерывной стрельбой двигаться на 25 человек. Дистанция все уменьшается, осталось 50-75 метров.

Команда: "За мной, в атаку!" Командир поднимается первым, и все как один бойцы следуют за ним. Началась жаркая рукопашная схватка. Пошли в работу черные уральские ножи. Пятиминутная схватка решила исход боя. Когда немцы увидели, что храбрецы поднялись в контратаку, у них быстро прошел весь хмель. Стали слышаться слова "Гитлер капут", и некоторые стали поднимать руки. Но батарейцы так были разъярены, что не обращали на это внимание и косили направо и налево.

Только 5 человек было взято в плен, 3-м удалось убежать, а остальные остались удоб¬рять землю. В этом бою батарейцы потеряли 7 человек убитыми и 3 ранеными.

Снова затишье. В это время, пока батарейцы истребляли подкрепление, пехота уничтожила ДОТы, и путь через р. Одер был расчищен".

Эпизодов, подобных этому, на боевом пути командира минометной батареи М.И. Маланьина было много: чего стоили Орловско-Курская битва, освобождение Львова, штурм Берлина, слом сопротивления немцев при перевале через Судеты, освобождение Пра¬ги - информации о них нет. Есть отдельные сведения, например, о выводе им из-под носа противника минометной установки "Катюша". Заслужить звание дважды Кавалера Ордена Великой отечественной войны на фронте удалось единицам...

После демобилизации в конце 1945 г. М.И. Маланьин вернулся на Урал и продолжил работу в алмазной промышленности.



Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3