Рекламный баннер 990x90px ban1
92.58
103.38
Рекламный баннер 728x90px main1

РАЙСКИЙ САД

РАЙСКИЙ САД...

С 5 апреля в выставочном зале музея начала работу выставка

"УРАЛЬСКАЯ РОЗА", представляющая коллекцию Нижнетагильских расписных лаковых подносов из фондов музея.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОМЫСЛА

"Более 270 лет цветет яркий неувядающий уральский букет на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, даря людям радость, вызывая восторг. Символом современного нижнетагильского живописного промысла, его эмблемой стала уральская роза, цветок-сказка, цветок фантазия. Декоративная роспись с букетами роз радует обилием вариантов.

Вначале промысел родился как отрасль кузнечно-клепального дела, часто кузнецы объединялись с лакировальщиками и живописцами в одной мастерской, передавали ремесло из поколения в поколение, не раскрывая секретов. Одной из самых сокровенных была тайна «хрустального» лака. Необыкновенно прозрачный он отличался великой прочностью. До наших дней эта тайна не дошла…

Первые упоминания о росписи на горнозаводском Урале относятся к 18 веку, а истоки лежат глубже. Русь питала осваивание района мастерами и иконописцами, занимавшихся росписью ритуальной и бытовой утвари. На рубеже 17–18 веков на Урале строятся металлургические заводы. В конце 18 века Невьянский завод уступил пальму первенства Нижнетагильскому металлическому заводу (его мягкое и ковкое железо – на мировом рынке известное под маркой «старый соболь» – высоко ценилось). Рядом с заводами вырастали жилые посёлки, осваивались ремёсла. Нижний Тагил и окружающие его селения становятся известны изготовлением домашней утвари и посуды. Заводовладельцы стали чаще разрешать крепостным мастерам откупаться от заводского труда, чтобы заниматься живописным мастерством.

Среди уральских художников 18 - начала 19 вв. были и крепостные и вольные, работавшие по найму. Крепостные – чаще самоучки или ученики местных кустарей, реже из художественных школ. Особо одаренных отправляли в мастерские известных художников, в Академии художеств и даже за границу (вольнонаёмных).

Заводские художники, в основном - крепостные, выполняли заказы заводчиков.

В начале 19 века Н.Н. Демидов приказывает заводоуправлению не отказывать ремесленникам в покупке заводского железа. В 1830-1840-е годы в Нижнем Тагиле насчитываются 24 мастерские, занимающиеся росписью подносов.

Сюжеты первых подносов были героического или романтического содержания: «Ассамблея Петра», «Приём Наполеона», библейские сюжеты, батальные сцены.

Позднее появляется «цветочная живопись» - на ярком фоне-поле - компактные группы цветов.

Фольклорное направление – мотив плавно изгибающейся ветки, цветы соединены ветками с перистыми листьями, бутонами и ягодками.

В миниатюрной живописи работал одарённый тагильский художник-самоучка середины 19 века – Исаак Фёдорович Худояров (1807-1870 г.р.) - из династии крепостных мастеров, иконописцев, живописцев Худояровых. Страстный садовод, он выращивал в своём саду редкостные цветы, которые и служили источником вдохновения. Дети Исаака тоже были талантливы, среди тринадцати отпрысков самым способным был Вонифатий.

Краски для работ мастера изготовляли из местных минералов и глин.

В росписи преобладают оранжевые, голубо-синие, зеленые, белые, желтые, коричневые и чёрные тона. Обилие холодновато-зелёных цветков связано с открытием в 1814 году малахита".

Коллекция расписных лаковых подносов была закуплена в 1992 г. на средства спонсора горнозаводского строительно-ремонтного предприятия (ныне ЗАО) «Монолит». В 2017 г. коллекция пополнилась. Сейчас она насчитывает более 30 предметов, среди которых два набора: "Красная рябина" и "Рябина на малахите".

Выставка продлится до конца апреля.

Наш адрес: г. Горнозаводск, ул. Свердлова, д.59,

Горнозаводский музей (2 этаж, выставочный зал).

Справки и запись групп по телефону: 4-10-94

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3